upsya (upsya) wrote,
upsya
upsya

Изнанка бизнеса | Все вместе | Русский фастфуд с японской философией | Школа Теремка

«Изнанка Бизнеса» в стиле кайдзен
Второй выпуск посвящен сети ресторанов «Все вместе» и ее основательнице – Елене Карлышевой.
Говорим о том, как с нуля открыть ресторан в формате фаст-кэжуал.
Как выжить в суровых реалиях российского рынка фаст-фуда и найти своего клиента?
Сколько надо вло-жить в один в ресторан?
Как японская философия кайдзен помогает строить бизнес и формировать команду?
Как и зачем предпринимателю бороться со страхами?
И как сочетать личную жизнь и работу в режиме нон-стоп?


Андрей Шаккар — ведущий, сооснователь медиагруппы Buzzcraft
Анна Вознюк — ведущая, журналист, автор сценария

Анна: Здравсвуйте, Елена.
Е.К: Здравствуйте, я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Это один из лучших комплексов в СПб, Метрополис. Как вы видите, наш небольшой ресторанчик здесь «все вместе», готова отвечать на ваши вопросы.

Анна: Скажите, пожалуйста, про рестораны. Сколько их, какая концепция.
А.Ш: Как вы пришли к этому всему?
Е.К: Нам год с небольшим. 31.12.2016 мы открыли наш первый ресторан. За год с небольшим нас стало уже 6. 6 ресторанов, маленькая кухня и маленькая столовая. Мне и моей команде мечты удалось организовать.

Анна: Это быстрый темп роста и не простой бизнес. Как вы в нем оказались?
Е.К: Путь в этот бизнес был достаточно долгий. Свою карьеру я начала в северозападном представительстве японской корпорации Коника, я работа директором по развитию. Потом 12 лет я работала во всеми любимой компании Теремок. Я была ТОП менеджером, отдала 12 лет бизнесу фастфуда и моей мечтой было иметь собственный бизнес. Я думаю, что я в самом начале своей мечты. Потому что сказать, что мечта сбылась, это долгий путь, работа, уважение гостей, которые будут ходить ко мне сегодня, завтра, послезавтра. Для того, чтобы это было, это очень и долгий трудный путь.

А.Ш: А что самое сложное в этом пути?
Е.К: Самое сложное – это гость. Гость – тот человек, который приходит, пробует, смотрит, оценивает. Если ему нравится, если он удовлетворен и восхищен, он вернется. Самое сложное это не удивить гостя один раз, а делать это регулярно и постоянно. Это сложность любого бизнеса, это поддержание порядка, качества на высшем уровне, вкусы блюд.

Анна: Получается, вы пришли в бизнес уже стрелянным бойцом? Чему научились до этого, что вам сейчас помогает?
Е.К: Конечно, просто так взять и открыть ресторан на фудкорте – это утопия. Есть много нюансов в этом бизнесе. Это не просто кафе. Ты сразу же вступаешь в жесточайший бой с мировыми брендами. Без опыта, без знания нюансов, очень сложно жить.

А.Ш: Еще особенно женщине очень тяжело, скорее всего большая часть предпринимателей мужчины?
Е.К: Мне казалось, что я очень сильная женщина. За эти полтора года были разные ситуации. Иногда хотелось и расплакаться.

Анна: А бросит всё хотелось?
Е.К: Никогда в жизни. Это дело моей жизни, я обожаю то, что я делаю. Уважаю тех людей, которые работают со мной. Горжусь тем, что они делают вместе со мной.

А.Ш: Откуда у вас предпринимательская жилка? Это врожденное качество или прокачали это в себе?
Е.К: Я не знаю. Мне всегда нравилось быть самостоятельной. Я всегда мечтала о том, чтобы у меня было что-то такое, что я могу менять, что я могу улучшать. Мне всегда хотелось иметь свободу действий.

Анна: С какого возраста? Когда вам сознательно эта идея пришла?
Е.К: Да. Во втором классе в школе я организовала библиотеку. Мне мама с работы принесла маленькие формулярчики, коробочку. Я принесла кучу журналов, я выдавала их в классе.

Анна: За деньги?
Е.К: Нет. Что-то организовать, завернуть какой-то процесс, я всегда хотела.

А.Ш: То есть все хотели стать космонавтами, а вы хотели стать путешественницей?
Е.К: Да, путешественницей. Вот наше название»все вместе», откуда оно появилось. Посмотрите, у нас внизу смешные чемоданы. Это моя тяга к путешествиям. Они настоящие.

Анна: Вы с ними путешествовали?
Е.К: Есть в первом ресторане мой личный чемодан, который я сама принесла. Мы путешествуем по всему миру, выбираем самое вкусное, адаптируем здесь, применяем свои нюансы, секретные технологии. И эти блюда появляются у нас в ресторане.

А.Ш: Какой совет вы можете дать человеку, который хочет стать предпринимателем?
Е.К: Человек должен понять, что он хочет дать другим людям. Какой конечный уникальный результат он хочет дать другим. Если найдется то, что понравится другим людям, тогда бизнес будет успешным.

А.Ш: А если человек хочет просто заработать деньги?
Е.К: Наверно сию минуту заработать деньги можно. Я думаю, вариантом масса. Но чтобы это было удачное предприятие на долгое время это терпение и труд каждодневный. Не у всех хвататает терпения, мужества, силы воли и удачи

А.Ш: Если говорить про конкретный результат, вы можете с нами поделиться какими-то цифрами? Интересно, сколько стоит открыть точку «все вместе».
Е.К: Мы приняли решение открываться в торговых комплексах. Надо понимать, что те цифры, которые я озвучиваю, они применимы только на фудкортах. Вложения в среднем составляют от 3,5 мл рублей. Это зависит дальше уже от площади помещения. В торговых комплексах очень высокие требования по пожарной безопасности, по сан. Нормам. Поэтому, когда мы создаем проект, мы это все учитываем. Дальше только размер помещения. Нам хватает от 30 кв метров до 45-50. Мы компактные. У нас есть фабрика «кухня», которую мы открыли. Это помогает экономить на очень дорогих площадях.

Анна: Как вы для себя определили, что вы будете в фудкортах, что будет такой формат. Шаги?
Е.К: Я искала ту нишу, которая свободна. Сейчас бизнес очень перенасыщен. Конкуренция огромная в фастфуде. И выходить и конкурировать с «монстрами» нужно с какой-то идеей. Поэтому был придуман интересный продукт «пай».

Анна: Это один из аргументов, чем вы можете конкурировать?
Е.К: Да.

Анна: А что ещё?
Е.К: Мы приняли решение, что должна быть обеденная концепция. Я, отработав 12 лет в Теремке, сторонник здорового и качественного питания. То, что полезно каждому человеку. Я могу привести ребенка в свой ресторан и накормить его, как завтраком, так обедом, так и ужином. У меня нормальная здоровая еда. Нет никаких заморозок. Я горжусь тем, что я продаю. Каждый день работает фабрика «кухня». Утром свежайшие продукты приходят на точку, вечером продается все практически по одной. В 17 часов один из телевизоров загорается, включается скидка 50% на готовую продукцию. Все, что остается, все разбирается. На завтра ничего не оставляем. Мы готовим сегодня на сегодня. Это не по 6 месяцев в заморозке лежащие котлеты.
Анна: Заморозка, это же способ избегания лишних издержек, правильно? То есть вы где-то в другом месте срезаете?
Е.К: Мы учим своих ребят заказывать ровно столько продукции, сколько им нужно, чтобы продать сегодня. Это не простой путь, это сложный путь. Возможно, когда мы станем очень большими, придется использовать какие-то современные технологические вещи. Например, далеко везти. Но сейчас, пока у меня ест возможность и ресурс, кормить своих гостей вкусной и свежей продукцией, конечно, я это буду делать до последнего.

Анна: А чем бы вы никогда не пожертвовали ради успеха?
Е.К: Никогда не пожертвую уважением к гостям и к людям.

А.Ш: А какие у вас ещё есть принципы, которым вы следуете, которые вас направляют, вашу жизнь, ваш бизнес?
Е.К: Это то, чему меня научили мои родители. Не обманывать, добиваться результата. Быть честной перед самой собой.

Анна: Это возможно в бизнесе?
Е.К: Вопрос не простой. Мне не стыдно ни за одно свое решение, которое я сделала.

Е.К: Оля Хабалова управляет всеми ресторанами и является вдохновителем всей нашей кухни, нашим шеф-поваром. Все блюда, которые у нас есть, отработаны ею, придуманы. И все находится в постоянном движении без остановки. И та команда, которая работает с Ольгой, ею обучается и очень много идей приходит от ребят по блюдам.

А.Ш: И вы их все реализуете?
О.Х: Мы стараемся делать это по максимуму. Мы либо реализуем их по факту, какими они приходят, либо дорабатываем и запускаем. Все люди творческие и каждому хочется свое внести. Некоторые стесняются, боятся быть не услышанными. У нас такого нет. У нас все услышаны, у всех прямой доступ к генеральному директору. У нас нет рангов, что повар не может обратиться к учредителю или генеральному директору. Поэтому у нас все спокойно идет. Люди не боятся идти на работу, не боятся высказывать свое мнение, не боятся высказывать свои идеи.

Анна: Сейчас мы немножко больше узнаем о ваших предложениях. Расскажите, чем фесткежуал отличается от фастфуда?
О.Х: Фастфуд – это уже приготовленная еда, которая быстро выдается гостю. Фасткежуал – это быстро приготовленная еда при госте. Открытая кухня, еда готовится при госте. Не заготовки, а свежие продукты.

Анна: А почему безумство?
О.Х: Потому что все изначально развивалось в безумном темпе. За месяц открыть ресторан с нуля, не имея даже меню, технологических карт, ничего.

Анна: А вы можете рисковать? Вести какую-то очень смелую позицию.
О.Х: Мы очень часто так делаем.
Е.К: Что-то приживается, что-то нет. Мы не боимся. Мы используем кайдзен. У нас есть 6 ресторанов. Чтобы снизить потери, мы новое блюдо на тест вводим на 1 ресторан, попробовали – пошло. Добавили 2 ресторан – пошло. И так далее.

Анна: Оля, а вы тоже полюбили кайдзен?
О.Х: Я люблю всё.

Анна: Бережливое производство.
О.Х: Безусловно, в этом есть глубокий смысл.

Анна: То есть вы тоже в этой философии работаете?
О.Х: Я не погружаюсь полностью в философию, я работаю от души. Но некоторые навыки я использую в своей жизни.

Анна: А какая-то система мотивации и наказаний в команде?
Е.К: У нас нет штрафов. У нас есть план продаж и зарплата всех сотрудников зависит от выполнения плана. Я вам открою секрет. Кто рассказывает про текучку 50% в больших компаниях, они обманывают. В маленьких да. В больших до 200%. Да, у наших крупных коллег 100% текучка это само собой разумеющееся.

Анна: Это особенность ресторанного сегмента?
Е.К: Фастфуда. Приходит молодежь без опыта. Оля учит людей готовить.

А.Ш: А как вам удается сочетать семейную жизнь с бизнесом. Это очень важно, вы мама.
Е.К: Первые 9 лет, когда я работала в японской корпорации, я была просто замужем. И супругу очень нравилась моя работа. Мы обсуждали то, что делаю, он мне помогал, тоже увлекался фото. Но был вовлечен в это все. Всегда я находила время для семьи, для путешествий вдвоем. А когда у меня родился Никита, он родился в Теремке. В роддом я уехала с работы и через месяц я вышла на полный рабочий день. Я не могу сейчас сказать, сделала ли я правильно или нет. Есть у меня в душе сомнения. Но в тот момент я приняла такое решение. Все выходные ребенок был всегда со мной. Я ездила по ресторанам. Это был этап бурного развития теремка, мы открывали ресторан за рестораном. Ребенок всегда был со мной в люльке, с бутылочкой. Играл, потом ползал по ресторанам. Потом пек блины, помогал, убирал. Он помогал все время.
Сын Е.К: У меня день рождения скоро, 25 апреля, мы с мамой договорились, если я буду хорошо учиться, мама подарит мне компьютер.

Анна: Расскажите, пожалуйста, про опыт работы с японцами. Это очень интересно. У них же своя культура, философия.
Е.К: Я горжусь этим временем. Это было интересное время и для бизнеса, потому что это был как раз конец 90х годов, начало 2000. Было очень интересно, я попала в такой водоворот информации, знаний. Часть знаний даже приобретала в Японии, потому что я как раз занималась развитием сети по всему северо-западу, и было очень интересно, мы разрабатывали рекламную компанию именно в Японии.

Анна: На японский рынок?
Е.К: Нет, на рынок северо-запада. Нужны были специалисты, которые разбираются здесь в рынке. Потому что менталитет другой. И совместно со специалистами в Японии мы разрабатывали огромную рекламную кампанию, которая затрагивала и медиаресурсы. Масштабный проект, он был очень удачный. И мне это позволило приобрести большой опыт.

Анна: Чему вы научились?
Е.К: Каждую проблему, какая бы она не была, нужно решать там, где она происходит. У Японцев это называется гемба. Когда возникает любой вопрос, нельзя его решать в кабинете. Начальник идет в то место, где эта проблема.

Анна: То есть если проблема в цехе, он идет в цех и общается с людьми?
А.Ш: А не наоборот, когда цех поднимается в кабинет?
Е.К: Да.

А.Ш: То есть все очень просто и достаточно понятно.
Е.К: Подход на первый взгляд очень простой. Он очень спокойный, отличается от нашего. Я сама очень импульсивный человек. Мне было не просто. Хочется всё сделать быстро, принять быстрое решение. Меня научили тому, что есть вопрос, который нужно решить. Нет проблем вообще. Есть вопросы, которые нужно решать. Нужно ответить на вопросы почему это произошло, сделать немедленно, чтобы проблему устранить. И самое главное, принять все необходимые меры, чтобы никогда эта проблема не повторялась. И эти три вещи надо сделать постоянно и регулярно. В конике я начала изучать этот процесс, а когда пришла в теремок, могу сказать, что этот опыт плюс то желание владельцев теремка, работать в системе кайдзена, меня увлекли, и я была одним из тех людей, которые вели компанию в направлении кайдзена. Я применяла её сама, я обучала своих подчиненных. Я спускалась и обучала поваров.

А.Ш: То есть вы вдохновились этой идеей?
Е.К: Очень вдохновилась.

А.Ш: А что ещё вас вдохновило?
Е.К: Результат. Когда ты планомерно делаешь правильные вещи, систематизируешь их, стандартизируешь, ты видишь результат. Потому что мы зачастую очень много делаем всяких дел, а конца им нету. Происходит разочарование, ты не понимаешь, зачем ты это делаешь. Потом депрессия. Когда ты делаешь какую-то задачу. Когда ты описываешь в конце, что ты сделал. Когда это приводит в конкретному итогу. Если есть конечный результат, ты можешь двигаться дальше. Можешь улучшать то, что уже сделал.

А.Ш: Если говорить о кумирах, о бизнесменах, есть ли у вас такие, с которых берет пример?
Е.К: Много лет бок о бок я работала с Виталием Цведовским, Михаилом Гончаровым, это основатели Теремка. Я считаю, что это гениальные люди. Я многому у них научилась, они для меня огромный пример. Потому что люди идут по своему пути, не сворачивают. Они были идеальными учителями.

Анна: Вы говорили, что очень долгое время боролись со страхами. Можете рассказать, это страх чего был?
Е.К: Страх неудачи. Ее раз повторюсь, синдром отличника нам прививается в школе, когда ты учишься хорошо, ты боишься домой прийти с плохой отметкой. Этот страх мы сами в своих детях воспитываем и переходим с ним во взрослую жизнь. Для меня это было самое сложное. Когда ты боишься сделать ошибку, ты стопоришься и ничего не делаешь. Но ежедневно трудясь над собой, я двигаюсь вперед. Если не будет экспериментов, не будет движения вперед. Что-то получилось, а что-то нет. Очень много сил уходит на эту борьбу.

Анна: А вы отличницей были?
Е.К: Да, я с золотой медалью закончила школу.

Анна: Сами хотели или мама с палкой стояла?
Е.К: Нет, мне все давалось легко. Для меня это было очень важно. Мне хотелось быть лучше, хотелось много знать. Целью не была медаль, целью было, как можно больше узнать интересного.

Анна: Вы вникаете во все тонкие вопросы? Нет вещей, которые вы отдали и не вникаете в них?
Е.К: У меня в команде 5 человек управленцев. Все процессы, которые есть, у каждого по 5 направлений.

А.Ш: И вы с каждым из этих людей работаете?
Е.К: Да, я досконально разбираюсь в каждом вопросе. Это школа Теремка.

Анна: Это пока так?
Е.К: Конечно я должна заниматься развитием бренда и его продвижением. Сейчас моя цель вникнуть во все процессы, спуститься вниз, разобраться в них. Обучить людей работать так, как я считаю нужным и правильным. А дальше я пойду заниматься следующим этапом. Сейчас компания находится на том уровне, когда я должна выстроить правильные процессы. Нельзя масштабировать бизнес без процессов – умрешь, засыпешься. И сейчас есть много ошибок. Работать всегда есть над чем. Каждый божий день я занимаюсь изменениями, улучшениями. Конечно, их делают люди, но я их нахожу. Я собираю много информации, анализирую, вижу место, где слабо.

А.Ш: Какие качества именно ваши личностные способствовали вашему успеху как предпринимателю?
Е.К: Я всегда стремлюсь довести до конца то, что начинаю.

Анна: Вы всегда такой были или это Япония в вас воспитала?
Е.К: Конечно, это было и заложено где-то внутри меня. Этому меня учили родители. Но я воспитываю все эти качества. Но кайдзен об этом говорит, если что—то начал – доделывай. Я научилась решать задачу быстро и сразу, но я не не забываю. Потому что быстро и сразу я могла сделать не совсем правильно. Я всегда вернусь и проверю, правильно ли я сделала и не надо ли что-то поменять. Это помогает избежать повторения ошибок, потому что обстоятельства изменились, а есть возможность что-то улучшить, изменить. Я учусь на своих ошибках. Я человек целеустремленный и честный. Самое главное, я считала, что главнее людей нет нигде. Мой бизнес это люди, которые работают со мной. Я горжусь каждым сотрудником, который в моей команде. Это мои соратники, мои друзья.

Анна: Это тоже следствие японского подхода?
Е.К: Да, конечно. Личностные качества и плоский подход. Люди долго работают в Японии на одних и тех же предприятиях. Высочайшее уважение создается на всех этапах к людям. Людей слушают, людей уважают. Как раз и кайдзена, это то, что каждый сотрудник должен вкладывать частичку своих идей в развитие. Именно человек, который создает ту или иную работу, он видит, что он делает правильно, что можно улучшить. С кабинета ничего не улучшить. Я научилась это использовать, я слушаю каждого сотрудника. У нас есть час, куда каждый сотрудник может написать свою идею. Мы рассматриваем каждую идею, люди не боятся писать, они со мной общаются каждый день. Я для них, если рисую команду как круг, я рядом с ними стою в этом круге. И они со мной общаются, они кидают идеи. Есть сложности в этом тоже. Конечно, не бывает идеальных систем.

Анна: Какие сложности?
Е.К: Сейчас мы двигаемся очень быстро вперед, очень много изменении. Люди трудно воспринимают изменения. Не хотят. Всем приятно быть в своем комфортном мире. Кайдзен это система постоянного улучшения. Мы достигли результата, мы что-то сделали, получилось вкусное блюдо, ребята говорят, наш шеф повар говорит или наши гости сказали «а вы знаете, вот что-то нам бы хотелось..у вас круто, но хотелось бы что-то другое». Эта идея ловится, идея прорабатывается. При этом я учу людей не распыляться. Идей и задач много, но чтобы это не превращалось в какую-то бессмысленную работу, я довожу дело до конца. Когда я вижу много идей, я расставляю приоритеты, что вперед, что дальше. Я не забываю ни одну задачу, даже если мы не применяем, я всегда благодарю человека за то, что он сделал. Поэому мой бизнес это мои люди.

Анна: Получается вы 24 на 7 в этом рабочем режиме.
Е.К: Да, я много работаю, но я занимаюсь спортом, у меня есть очень близкие друзья. Многие кстати пришли ко мне работать помогать. Я общаюсь с друзьями, для меня это очень важно. Потому что это жизнь, хочется видеть что-то новое. Я стараюсь много путешествовать, потому что я привожу идее еды. Наша задача, чтобы это были свежие продукты, чтобы это быстро готовилось при гостях. Чтобы хотелось это есть завтра и послезавтра. Сейчас подобрали такое меню, что и разнообразие есть, и можно прийти к нам каждый день и кушать вкусное и новое.

Анна: А вы дома остаетесь предпринимателем?
Е.К: Нет. Нас хороший тандем дома. Я очень люблю, когда обо мне заботятся. Я очень люблю, когда мне помогают. Иногда включаю дурачка. В семье очень все хорошо. Семья такая, какая должна быть. Возможно ему где-то тяжеловато со мной, но я все время стараюсь.

А.Ш: Есть какое-то событие, которое вас очень сильно изменило, перевернуло на 180 градусов?
Е.К: Наверно как личность – рождение моего ребенка. А в бизнесе – мой приход в Теремок. Мною принятое решение из иностранной компании прийти в маленькую неизвестную компанию. Я пришла в компанию, в которой было в Москве около 10 ресторанов, в Спб около 4. А сейчас сколько их.

Анна: Вы интуитивно чувствовали, что это перспективная компания?
Е.К: Да, я понимала это. Но идти в макдоналдс я не хотела, потому что я реально обожаю Россию. Я воспитываю своего ребенка на этом. Это моя родина, хочу работать в русской компании. Я работала в иностранной компании, я увидела все нюансы, которые есть. Это большой опыт. Но я однозначно приняла решение, что я хочу работать в российской компании.

Анна: Владелец теремка заявлял, что очень тяжелые условия для фастфуда российского. То есть даются какие-то преференции для западных компаний, для русских компаний сложнее.
Е.К: Я полностью соглашусь со своими бывшими коллегами. Потому что это аренда в комплексах она для лидеров, западных коллег. Она разительно отличается в % соотношении от выручки, чем у наших компаний.

Анна: Чем это объясняется?
Е.К: Тем, что популярность посещения западных коллег настолько высоко, что они могут себе позволить платить минимальный процент с товарооборота, а в рублях это будет очень значимая сумма, которая для нас является непосильным грузом.

Анна: То есть они более интересны?
Е.К: Да, стоят огромные очереди. Большие рекламные бюджеты у компании, нам этого не хватает. Если бы была поддержка. Придя к нам попробовав 2-3 раза. Но сначала нужно их привлечь. Таких огромных рекламных бюджетов у таких новичков, как я, их нет. Мы работает через сарафанное радио, мы делаем очень привлекательный внешний вид и дальше это идеальная работа сотрудников, которые на первый раз уговаривать попробовать. Кто попробовал – возвращается.

А.Ш: Если бы возникла такая ситуация, что очень срочно понадобились деньги на рекрамную компанию, то вы воспользовались кредитной картой для бизнеса? Сбербанк этой весной первым в стране предложил такую услугу. Как вы думаете, для предпринимателей это актуально?
Е.К: Я думаю да. Принять решение о проведении РК это не так, это очень сложный процесс. Но в принципе это хороший продукт. И вообще Сбербанк в моей лично жизни сыграл очень серьезную важную вещь. Я открыла свой первый ресторан 31.12 и ровно 10 дней я как промоутер стояла перед стойкой, рассказывала гостям, которые подходили, что это такое, почему мы так называемся, какие у нас продукты.

Анна: Вы что-то продали в первый день?
Е.К: Конечно. 1 января у нас уже была выручка тысяч 10. А так дальше нормально люди подходили. Новый бренд людям всегда интересно, что это такое. И подходили гости, я им рассказывала, знакомила, приглашала к стойке. И вдруг уже покушав, ко мне подходит девушка и спрашивает «вы наверно хозяйка? Потому что-то только хозяин так может рассказывать о своем бренде». Спросила, есть ли еще точки. Я сказала, что нет. Она «а вы хотите развиваться?» я говорю «да». Это было 7 января. Она сказала, что она управляющая центрального отделения Сбербанка и предложила у них прокредитоваться. Она сказала, что лично видит, как я вкладываю свою душу. Пригласила к ней поговорить. Я не поверила. И 12 января мы были на встрече и всё случилось. Дальнейшее открытие объектов был благодаря тому, что нам помогает Сбербанк.

Анна: Какие варианты ещё были?
Е.К: Мы планировали использовать кредитные средства, но чтобы так нас нашли. Я планировала открыть ресторан, доработать концепцию. Но когда появилась возможность, мы ей воспользовались. Поэтому сейчас у нас 6 ресторанов, фабрика «кухня» и столовая.

А.Ш: Последнее время идет тенденция к открытому и упорядоченному ведению бизнеса. Предприниматели должны применять контрольно-кассовую технику, которая позволяет все данные о продажах отправлять прямо в налоговую Как у вас этот процесс выстроен? Как будете выстраивать по-новому?
Е.К: Мы открывались сразу с этими кассами. Мы используем очень хорошее программное обеспечение. А кассовые аппараты поставили сразу онлайн. Они удобны тем, что вы можете, по коду на чеке зайти в программу и ваша покупка будет отражена.

Анна: Предположим, я решила открыть ресторан формата фасткежуал. Чтобы вы мне посоветовали?
Е.К: Сначала нужно понять, что вы хотите рынку предложить. Начните с того, что будете предлагать. Если нечего предлагать – нечего открываться. Что вы хотите дать людям. Потом определить, кому вы хотите дать. После этого должны понять, где найдете ЦА, как будете до неё стучаться. Потом поймете, где открываться. Дальше изучайте конкурентную среду. Наверно так.

Анна: А какие самые распространенные ошибки?
Е.К: Не попали в аудиторию с продуктом. Ошиблись с ценой продукта. Все квадратики, которые мы должны сложить, должен принять гость. Не принимает гость – все.

А.Ш: Вы наверно много читаете, раз так хорошо разбираетесь в бизнесе. Что можете порекомендовать нашим зрителям?
Е.К: Деминга и Кайдзен. Для начала этого хватит. Литературы очень много. Я использую вот этих двух гуру в своей деятельности как фундамент.

Анна: Что ещё читаете и слушаете?
Е.К: Смотрю фантастику, потому что помогает отвлечься. Читаю классику. В последнее время перечитала Пелевина. Очень люблю исторические романы. Даже увлеклась модной фишкой. Глаза за день устают, начала слушать аудиокниги. Это очень люблю. За последнее время наверно часов 200 прослушала.


Tags: ИзнанкаБизнеса
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments